Особенности формирования алкогольной зависимости у подростков и женщин
Алкогольная зависимость разрушает здоровье и семьи, отнимает жизни и, несмотря на все это, продолжает порабощать все новых людей.
Особенности формирования алкогольной
зависимости у подростков
Установлено, что
алкогольная зависимость у подростков развивается намного быстрее, чем у взрослых
людей. Причем, если начать употреблять алкоголь в 15-17 лет, для формирования
алкогольной зависимости понадобится 2-3 года, в случае регулярного употребления
спиртного с 13-14 лет - в течение года. Лечение алкогольной зависимости у детей
и подростков имеет определенные сложности, поскольку законодательство РФ не
предусматривает принудительного лечения подростков, не достигших 18-летнего
возраста. Здесь могут оказывать воспитательное воздействие родители и школа,
однако, в случае детского алкоголизма, родители сами часто становятся
негативным примером для подражания, а школе некогда заниматься этими вопросами.
Особенности формирования алкогольной
зависимости у женщин
У женщин алкогольная зависимость формируется в течение 3-5 лет. Фактором
риска формирования алкогольной зависимости у женщин является первое принятие
алкоголя и одновременное существование стрессовой ситуации при этом. В
последствии может сложиться привычка все напряжение от стрессов снимать с
помощью алкоголя. У женщин быстро утрачивается количественный контроль
потребления спиртного. Примечательно что желание опохмелиться возникает по
причине подавленности настроения, а не избавления от физического дискомфорта,
как у мужчин. Личностные изменения носят психопатический характер с истерическим
уклоном. Психосоматические особенности алкогольной зависимости у женщин тоже
имеют свои особенности. Значительно чаще, чем у мужчин, встречаются гепатиты и
циррозы, а так же невриты. Лечение алкогольной зависимости у женщин усложняется
тем, что женщины чаще уклоняются от него - мужчины скорее бросают таких
женщин,чем активно помогают им, настаивая на лечения.
Концепция
государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и
профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020
года
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р
- Одобрить
прилагаемую Концепцию реализации государственной политики по снижению
масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике
алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года
(далее - Концепция).
- Федеральным
органам исполнительной власти в своей деятельности учитывать положения
Концепции.
- Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать
положения Концепции при разработке региональных программ, направленных на
снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику
алкоголизма среди населения.
Председатель Правительства Российской
Федерации
В.Путин
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2009 г. № 2128-р
КОНЦЕПЦИЯ
государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма
среди населения Российской Федерации
на период до 2020 года
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации
государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной
продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на
период до 2020 года.
Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской
Федерации на период до 2020 года направлена на снижение объемов потребления
населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и
напитков, изготавливаемых на его основе (далее - алкогольная продукция),
улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни
населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому
образу жизни.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № Пр-2426, Концепцией
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №
1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
общепризнанными принципами и нормами международного права в области охраны
здоровья населения и с учетом российского и международного опыта.
II. Современная ситуация в Российской
Федерации, связанная со злоупотреблением алкоголем
История производства и потребления алкогольной продукции, охватывающая период
от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что
увеличение потребления алкогольной продукции и изменение структуры ее
потребления в сторону более крепкой алкогольной продукции происходили из-за
отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота
алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в
ущерб охране здоровья населения.
В России в 1914 - 1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень
потребления алкогольной продукции - 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного
спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось
существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х годов потребление
учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра
абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до
10 литров, то есть в 1,8 раза.
Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и
крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление
алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18
литров в год.
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого
уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного
алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным
для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает
11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике
потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов
человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.
В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной
продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со
злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год.
В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный
алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более половины приходится
на водку и ликероводочные изделия.
В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение
производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.
Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками,
присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в
красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи
наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания
этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя
ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание
этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе
слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к
алкогольной продукции.
Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности
ежедневного ее потребления.
В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией
происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти,
которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в
стране.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего
коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности
жизни до 75 лет.
Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных
мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.
Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной стремительного
накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х
годов.
В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к
преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из
основных причин социальной деградации определенной части общества, которая
выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья,
росте инвалидности и случаев суицида.
Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только
в случайных алкогольных отравлениях. В большинстве случаев смертельный исход
происходит от несчастных случаев и насилия, в меньшей части - от
сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в
связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.
В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные
преступления - убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования,
хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.
Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от
детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно
часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.
Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в
семьях и "омоложения" алкоголизма.
Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее
приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает
риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает
их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно
влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему
образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом
национальной экономике.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят
ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям
относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой
жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на
лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные
выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных
происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с
преступностью и беспризорностью.
Злоупотребление алкогольной продукцией вызывает особенно высокий уровень
смертности среди мужчин 40 - 60 лет, которые в этом возрасте обладают наиболее
ценными профессиональными навыками. Их преждевременный уход из жизни наносит
ущерб трудовым ресурсам, обладающим профессиональным опытом, снижает объем
инвестиций в человеческий капитал.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009
г. № 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение
демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения
национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз
национальной безопасности в сфере здравоохранения.
Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального
кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности,
семьи, общества, государства.
III. Цели, принципы и задачи государственной
политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике
алкоголизма среди населения Российской Федерации
Целями реализации государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди
населения Российской Федерации являются:
значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;
повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной
продукцией;
повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.
Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:
обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к
экономическим интересам участников алкогольного рынка;
взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и
религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с
алкогольной индустрией;
информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение
масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.
Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:
создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня
злоупотребления алкогольной продукцией;
изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет
уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном
существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;
переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;
формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной
продукцией;
разработка и внедрение программ:
профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и возникновения алкогольной
зависимости;
информирования населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной
продукцией;
создания стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на
укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;
совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи
лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом;
привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и
спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения,
исключающих традицию употребления алкогольной продукции;
повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности, обеспечение
культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской
местности;
противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в
том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;
применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной
продукции для населения, особенно для молодежи;
создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям
алкогольной продукции.
IV. Информационное обеспечение реализации
настоящей Концепции
Информационное обеспечение реализации определенных настоящей Концепцией целей и
задач предполагает использование данных государственной статистики, итогов
переписей населения, данных социологических и медицинских исследований, а также
информации правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на
почве злоупотребления алкогольной продукцией.
Для получения достоверных сведений из указанных источников предусматривается
создание единой системы государственного статистического наблюдения за
потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью, на
основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.
Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения реализации
государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной
продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, расширить
социальную рекламу в средствах массовой информации, увеличить выпуск
тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и
осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование
населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со
злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить
вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека.
Кроме того, необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения
государственной информационно-просветительской кампании, направленной на
пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию
специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники
сферы образования, женщины, политики и руководящие работники) с использованием
средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная
антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия и т. п.).
V. Меры по реализации государственной
политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике
алкоголизма среди населения Российской Федерации
Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкоголем, включая пиво, и профилактике алкоголизма среди
населения Российской Федерации являются:
организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на
укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со
злоупотреблением алкоголем, включая пиво;
разработка и установление механизма межсекторальной координации информационных
и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа
жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;
пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
укрепление нравственности и самосознания у молодого поколения в целях развития
у него способности эффективно противостоять употреблению алкоголя;
включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы
тематических вопросов по профилактике употребления алкоголя среди обучающихся,
воспитанников образовательных учреждений;
обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных
на институт семьи;
совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической
помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем, включая пиво, и больным алкоголизмом;
разработка и реализация мер антиалкогольной политики на местах работы граждан,
основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной
зависимости;
осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление
потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней
этилового спирта;
разработка и принятие технических регламентов о требованиях безопасности к
спиртовой и спиртосодержащей продукции, продукции виноделия, предусматривающих
информирование о составе продукции, с целью обеспечения ее безопасности для
здоровья потребителей;
снижение доступности алкогольной продукции, включая пиво, путем введения
ограничений ее розничной продажи по месту и времени;
ограничение (запрет) скрытой рекламы алкогольной продукции, в том числе пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, привлекающей общественное внимание,
особенно детей и молодежи;
запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в
том числе витаминов, в алкогольной продукции, пиве и напитках, изготавливаемых
на его основе, в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными
оздоравливающими свойствами;
ограничение, вплоть до полного запрета, проведения мероприятий, нацеленных на
содействие потреблению алкоголя, таких как винные или пивные фестивали,
конкурсы и др.;
усиление административной ответственности за нарушения в области производства и
оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную
продажу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе,
лицам, не достигшим определенного законом возраста, а также установление
уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;
разработка и осуществление комплекса мер, направленных на противодействие
реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, усиление
государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;
принятие комплексных мер по поддержке общественных и религиозных организаций в
пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие
злоупотреблению алкоголем;
совершенствование системы мониторинга потребления алкоголя, включая пиво, и
оценки эффективности реализации мер антиалкогольной политики;
разработка и осуществление субъектами Российской Федерации региональных
программ (пилотных проектов) в целях реализации настоящей Концепции.
VI. Механизмы реализации настоящей
Концепции
Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления
алкоголем, включая пиво, и профилактике алкоголизма среди населения Российской
Федерации являются:
организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на
укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со
злоупотреблением алкоголем, включая пиво;
разработка и установление механизма межсекторальной координации информационных
и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа
жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;
пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
укрепление нравственности и самосознания у молодого поколения в целях развития
у него способности эффективно противостоять употреблению алкоголя;
включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы
тематических вопросов по профилактике употребления алкоголя среди обучающихся,
воспитанников образовательных учреждений;
обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных
на институт семьи;
совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической
помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем, включая пиво, и больным алкоголизмом;
разработка и реализация мер антиалкогольной политики на местах работы граждан,
основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной
зависимости;
осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление
потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней
этилового спирта;
разработка и принятие технических регламентов о требованиях безопасности к
спиртовой и спиртосодержащей продукции, продукции виноделия, предусматривающих
информирование о составе продукции, с целью обеспечения ее безопасности для
здоровья потребителей;
снижение доступности алкогольной продукции, включая пиво, путем введения
ограничений ее розничной продажи по месту и времени;
ограничение (запрет) скрытой рекламы алкогольной продукции, в том числе пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, привлекающей общественное внимание,
особенно детей и молодежи;
запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в
том числе витаминов, в алкогольной продукции, пиве и напитках, изготавливаемых
на его основе, в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными
оздоравливающими свойствами;
ограничение, вплоть до полного запрета, проведения мероприятий, нацеленных на
содействие потреблению алкоголя, таких как винные или пивные фестивали,
конкурсы и др.;
усиление административной ответственности за нарушения в области производства и
оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на
розничную продажу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на
его основе, лицам, не достигшим определенного законом возраста, а также
установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных
деяний;
разработка и осуществление комплекса мер, направленных на противодействие
реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, усиление
государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;
принятие комплексных мер по поддержке общественных и религиозных организаций в
пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие
злоупотреблению алкоголем;
совершенствование системы мониторинга потребления алкоголя, включая пиво, и
оценки эффективности реализации мер антиалкогольной политики;
разработка и осуществление субъектами Российской Федерации региональных
программ (пилотных проектов) в целях реализации настоящей Концепции.
VII. Основные этапы и ожидаемые результаты
реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления
алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации
Реализацию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской
Федерации предусматривается проводить в два этапа.
На первом этапе (2010 - 2012 годы) предполагается создать условия для
уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую,
организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по
поддержке и закреплению позитивных тенденций.
Созданные условия позволят реализовать меры по преодолению сложившихся
негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной
продукции, в том числе осуществить основную часть мероприятий по внесению в
законодательство Российской Федерации изменений в части:
ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе
слабоалкогольной);
усиления ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной
продукции несовершеннолетним;
увеличения акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их
ценовой доступности;
установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.
Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по
профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ
и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.
В субъектах Российской Федерации предусматривается разработать региональные
программы, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции,
профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом
специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в
соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и
здравоохранения.
Реализация региональных программ должна обеспечить сокращение уровня
распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах,
особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а
также в семьях.
Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей
Концепции будет снижение уровня смертности населения в связи со
злоупотреблением алкогольной продукцией.
На втором этапе (2013 - 2020 годы) предусматривается продолжение выполнения
мероприятий по сокращению уровня потребления алкогольной продукции. Основными
мероприятиями данного этапа будут реализация программ по формированию традиции
здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, осуществление
специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со
злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики
возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые
употребляют алкогольную продукцию в объемах, опасных возникновением такой
зависимости.
В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности
регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и
обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной
алкогольной продукции должна быть значительно снижена.
К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной
продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень
смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.
Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению
достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на
снижение уровня потребления алкогольной продукции на основе научно обоснованных
критериев.
В рамках реализации Концепции предусматривается продолжить реализацию на
федеральном уровне общего образования в части основных и дополнительных
образовательных программ, касающихся формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной
продукцией учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.
Индикаторами достижения результатов
реализации настоящей Концепции являются:
- на первом этапе (2010 - 2012
годы):
- снижение уровня потребления
алкогольной продукции на душу населения на 15 процентов;
- снижение уровня потребления
крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции
при общем
- существенном снижении уровня
потребления алкогольной продукции;
- повышение уровня вовлечения
детей и молодежи в занятия спортом;
- на втором этапе (2013 - 2020
годы):
- ликвидация нелегального
алкогольного рынка;
- снижение уровня потребления
алкогольной продукции на душу населения на 55 процентов, а также создание
условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной
продукции;
- снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;